Новый подвариант «Омикрона»: более заразный и ускользающий от тестов —

Новый подвариант «Омикрона»: более заразный и ускользающий от тестов -

Фото: REUTERS/Gustavo Graf

Похоже, история с ковидом имеет все шансы превратиться в бесконечный сериал, сценаристы которого никак не могут придумать, чем его закончить. Не успели зрители свыкнуться с «Омикроном», как на сцене появился его «брат» — агрессивно, быстро, с явным намерением вытеснить.

Волны будут длиннее и с двумя пиками

Риск двойной волны «Омикрона» связан с распространением по миру подлинии ВА.2 (оригинальный вариант — ВА.1. — Прим. ред.). Это сейчас показывают Дания и Франция, которые должны были достичь пика заболеваемости в середине января и уже демонстрировать ее спад. Но и число новых случаев, и госпитализации в этих странах продолжают расти. Например, во Франции за последнюю неделю регистрируют в среднем около 320 тысяч случаев ежедневно. И причиной этой новой волны стал вариант ВА.2.

По информации аналитика Александра Драгана, сейчас «новичок» доминирует не только в Дании, но и на Филиппинах — для вытеснения оригинального варианта ВА.1 ему понадобилось меньше месяца. Активно распространяется в Швеции и Норвегии. Начинает расти в Израиле, Британии, Германии, США, Таиланде, Новой Зеландии. В некоторых частях Индии стал доминирующим уже в начале января, хотя еще 19 декабря считался редким.

По данным Норвежского института общественного здравоохранения, эта подлиния растет быстрее в сравнении с исходным вариантом, неумолимо вытесняет его и является более заразной. Кстати, ученые считают некорректным называть ВА.2 «подвариантом» «Омикрона», поскольку они сильно отличаются друг от друга.

Великобритания назвала ВА.2 «вариантом, находящимся в стадии изучения», поскольку пока он удваивается в Соединенном Королевстве каждые 4 дня и к концу недели имеет все шансы стать доминирующим. Что уже понятно о ВА.2: предварительные наблюдения в Дании и Индии показывают, что нет большой разницы в тяжести течения по сравнению с ВА.1. Датчане, которые исследуют эту подлинию «Омикрона», пришли к выводу, что нет особой разницы и в доле госпитализаций, хотя для окончательных выводов прошло мало времени. А вот относительно заразности различия есть. Как указывает в своем блоге американский эпидемиолог Кейтлин Джетелина, ВА.2 имеет гораздо более высокую трансмиссивность, чем ВА.1. Утешает, что это не тот скачок в 500%, который мы наблюдали при переходе от «Дельты» к «Омикрону». Но «омикронные» волны, видимо, будут гораздо более растянутыми, как это сейчас происходит в Дании и Франции.

Мы можем увидеть два пика одной и той же волны. Однако это не будет массивная волна поверх другой массивной волны, это все еще «Омикрон»

, — считает эпидемиолог. 

И еще 25 новых мутаций

Еще одной особенностью новой подлинии «Омикрона» является большее количество мутаций — их разница между ВА.1 и ВА.2 более 20. Если исходный вариант отличался от предыдущих штаммов на 60 мутаций, из которых 32 были в S-белке, то у ВА.2 их около 85.

Вследствие этих изменений появляются другие неприятные свойства этого варианта. Во-первых, способность ускользать от тестирования. Как отмечает Кейтлин Джетелина, в отличие от ВА.1 ВА.2 не имеет специального сигнала в тестах ПЦР, чтобы они могли «показать» «Омикрон». Новый вариант по тестам ничем не отличается от «Дельты», за что Guardian назвала его невидимой версией «Омикрона». А для того, чтобы идентифицировать варианты, нужно проводить не тесты, а генетическое секвенирование — исследование всей последовательности ДНК человека. Что в наших реалиях, увы, выглядит фантастикой.

Во-вторых, мутации ВА.2 понижают эффективность антител, способных нейтрализовать «Омикрон». И если устоять благодаря им против ВА.1 возможно, то против ВА.2 они могут оказаться беспомощны. Более того, как пишет на своей странице в соцсети молекулярный генетик Дмитрий Прусс, переболевшие первым вариантом будут восприимчивы сразу после выздоровления и легко могут заражаться и вторым.

«Недавняя инфекция ВА.2 может слабо защищать от ВА.1, в то время как недавняя прививка, бустер или инфекция «Дельтой» будут защищать лучше, — считает ученый. — Через 2-3 месяца такая защита у большинства людей сойдет на нет, и дальнейшее будет зависеть от распространенности обеих версий «Омикрона» в обществе на тот момент».

Поэтому пока непонятно, в каких далях маячит окончание «Омикрон»-волны, к которой, как говорят в ВОЗ, движется Европа. Мы уже видим, что предполагаемый сценарий развития этой волны (3-4 недели рост — около недели пик — спад) срабатывает не во всех странах. И если вслед за Данией и Францией все пойдут по второму кругу, кататься на этих волнах нам еще придется долго.

В ТЕМУ

Слишком быстро распространяется, чтобы радоваться «легкости»

Датчане, которые сейчас испытывают на себе все прелести ВА.2, опубликовали исследование о тяжести «Омикрона». Из хорошего: риск госпитализаций, попадания в реанимацию и длительность пребывания в больнице ниже.

Из плохого: нагрузка на амбулатории, приемные отделения и стационары в целом — чрезвычайно высока.

Риск госпитализаций по сравнению с «Дельтой» ниже на 36%; привитые попадают в  больницу на 75% реже непривитых;оспитализированные в среднем в 3,5 раза реже попадают в реанимацию; частота повторных заражений  в несколько раз выше, чем при  «Дельте» — 5,5% против 1,3%.

Подводя итоги, авторы исследования, в котором приняли участие почти 190 тысяч пациентов, резюмируют: даже если риск госпитализации с «Омикроном» ниже, чем это было с «Дельтой», его обширное распространение может превысить любые преимущества потенциально меньшей тяжести болезни.

Источник