Фото: REUTERS.
Украинский инфекционист Ольга Голубовская считает, что штамм коронавируса «Омикрон» не требует изменения тактики ведения больных. По-прежнему, как и в случае с более изученными штаммами, требуется раннее лечение противовирусными препаратами Об этом эксперт 24 декабря рассказала на своей странице в Фейсбук.
Несколько акцентов по особенностям течения COVID-19, вызванном вариантом Omicron
1. В дебюте температура тела у пациентов чаще повышена, может достигать 39 градусов и выше, но, как правило, до тяжёлой дыхательной недостаточности дело не доходит.
2. Болеют вакцинированные, в т.ч. имеющие высокие титры антител (максимальное количество, которое я наблюдала — 75 000 AU/мл). Участились явно повторные случаи заболевания. Разницы в течении особой нет. Измерять титры антител тоже смысла нет.
3. Такие особенности заболевания связаны с тем, что возбудитель имеет более 30 мутаций в S-белке, 15 из которых находятся в рецепторсвязывающем домене. Т.о. возбудитель лишён возможности эффективного связывания с рецепторами, избегает действие нейтрализующих антител к другим вариантам вируса, поступается тяжестью течения, но компенсирует все это облегченной передачей, что приводит к быстрому росту заболеваемости.
4. Температура тела в дебюте обусловлена высокой вирусной нагрузкой, ещё большей, чем при варианте Delta, но с тяжестью течения это не всегда коррелирует.
Что все это значит?
Голубовская предрекает, что нас ожидает рост заболеваемости, который в целом обещает быть не столь трагическим. Но рассчитывать на полное благополучие ещё рано — группы риска будут все-таки уязвимы к тяжелому течению, полностью расслабляться не стоит.
Поэтому тактика ведения больных (вне зависимости от статуса вакцинации) должна быть одинаково неизменной — раннее лечение противовирусными препаратами. Раннее — это сразу после постановки диагноза, в первую неделю. Это самое эффективное, что мы имеем на сегодняшний день, в ограниченных условиях доступа к моноклональным антителам.
— Меня, мягко говоря, просто удивляет упорство некоторых докторов в отрицании такого простого и фундаментального постулата — воздействие на возбудитель есть самым эффективным методом в лечении любого инфекционного заболевания. А вот мнение некоторых депутатов по этому поводу меня возмущает. Хотя бы потому, что у вас не должно быть никакого мнения в тех вопросах, в которых вы не компетентны. Вся эта вакханалия приводит к одному — мы теряем больных, которых можно было спасти, — считает эксперт.
Ольга Голубовская пишет, что ужасно выглядит ситуация, когда администрация больниц запрещает врачам говорить, что нужно докупить для лечения. При этом больницы не обеспечены в полном объёме терапией.
— Что делать с этим — я не знаю. Просто знайте, что такая проблема есть, обусловленная иногда объективными, иногда субъективными причинами, — резюмировала она.
Штамм коронавируса Omicron (B.1.1.529) впервые обнаружили в Южной Африке 24 ноября. Вирус быстро распространился в самой густонаселенной провинции ЮАР Гаутенг. Сейчас случаи заболевания, вызванного этим штаммом, выявлены в более чем 90 государствах.
Всемирная организация здравоохранения признала штамм «Омикрон» «вызывающим опасения». В ВОЗ отметили, что этот вариант имеет большое количество мутаций, которые могут вызвать большую заразность вируса. Однако при этом исследователи, опираясь на пока предварительные данные, отмечают, что при большей заразности «Омикрон» менее смертоносен.
Прокомментируйте