Фото: flickr.com/flash.pro
Видеообращение Владимира Зеленского и его призыв «без паники!» вызвали неоднозначную реакцию у украинцев. Большинство как раз запаниковало, и это не удивительно. Во-первых, в наших головах твердо засело убеждение, что если власть просит стоять на месте, то нужно бежать. Во-вторых, можно привыкнуть жить в условиях эпидемии, но нельзя смириться с мыслями о войне. Потому что болезнь может просто убить, а война — уничтожить все, за что мы ценим жизнь.
Верить – не верить, ждать – не ждать, делать – не делать… А делать что? Эти вопросы сегодня одолевают даже тех, кто не относит себя к паникерам. «КП в Украине» обратилась к мнению специалистов в разных областях.
Напряжение нагнетают как извне, так и изнутри
Создается впечатление, что к большой войне на нашей территории готовится весь мир, кроме нас самих. Джо Байден делает страшные заявления о вторжении, а у нас не разобраны еще все новогодние елочки. Предприятия не переводят на оборонный режим, резервистов не призывают на сборы и даже вопрос о постановке женщин на воинский учет отложен неизвестно на когда.
— Я часто общаюсь с европейцами и могу сказать, что в Австрии, Германии, Нидерландах люди считают, что Киев сидит во тьме и переведен на полувоенное положение, — говорит эксперт Украинского института политики Николай Спиридонов. – Мой австрийский друг на днях прилетал в наше столицу вечерним рейсом. Так вот из окна самолета он делал фото города и потом отсылал своим знакомым: смотрите, Киев светится всеми огнями!
Тем не менее за этим внешним спокойствием скрывается глубокое психологическое напряжение. Которое постоянно нагнетается как извне, так и внутри украинского социума.
— Мне звонили из одного банка, просили найти военного эксперта, который наверняка скажет, будет война или нет, — продолжает политолог. – Такими же консультациями интересовались представители бизнеса. Уровень тревожности зашкаливает, его нужно снижать, потому что негативно сказывается на всем.
По мнению политолога, обращение Владимира Зеленского к украинцам было своевременным.
— И я разделяю логику президента. Это не первая угроза, но мы не можем исключать вероятность худшего сценария. Однако у Путина есть другие проблемы – ему нужно достроить «Северный поток», он хочет вернуться в «большую восьмерку», сесть за стол переговоров. Вряд ли будет рисковать всем ради неопределенной цели. Самая реальная угроза для Украины сейчас – это информационная, — считает Спиридонов.
Войну с рекламы не начинают
Для блогеров нынче золотое времечко. Самая густая концентрация эмоций происходит в соцсетях. Одни пытаются разрядить ее юмором (хит недели – миниатюра Михаила Жванецкого «Однажды в телевизоре появился бледный, как смерть, министр финансов…» о недоверии людей к словам правительства и склонности к паникерству), кто-то накаляет ситуацию хмурыми пророчествами, а кто-то уже развивает события.
В Фейсбуке за два дня я прочила пять сценариев российского вторжения от «диванных» экспертов. Путину даже придумывать ничего не надо, за него уже все сочинили – бери и выбирай.
А как происходит на самом деле?
— На самом деле происходит внезапное нападение, о подготовке которого никто не оглашал и не знал. Примерно так, как это было 22 июня 1941 года. Никто не начинает войну с рекламной кампании, это основной закон ведения войны. То, чему мы сейчас свидетели, это не наша война, не мы ее задумали, не мы будет режиссировать, — продолжает наш собеседник. — США загнали Путина в угол и ждут, что он предпримет. Первый вариант – это попытка военной авантюры, которая будет означать абсолютное поражение на внешней арене. Второй вариант – дать личные, не от имени Пескова или Лаврова, а личные гарантии деэскалации. Но это будет поражением внутри России.
Что касается разгула блогеров, то эксперт не исключает, что некоторые из них работают специально для накала страстей.
— Надо сформировать во всем мире мнение, что Россия — агрессор и вот-вот нападет на Украину. В Европе необходима паника. Европа должна доверить США основной переговорный процесс с Кремлем, что сейчас и происходит. Украина вообще здесь ни при чем, мы просто попадаем под этот каток. К сожалению, простые люди страдают больше всего. И за счет этой реакции общества создается внешняя картинка. Условно говоря, если народ побежал покупать соль и спички, значит, рекламная кампания удалась, — считает Спиридонов.
По мнению эксперта, лихорадка будет продолжаться как минимум до марта.
— Я бы рекомендовал прислушаться к словам Зеленского, но на всякий случай запастись тревожным чемоданчиком. Как говорят врачи, стопроцентных гарантий не бывает даже при легком аппендиците, — заключает эксперт.
Хочется действовать – действуйте
Второй год подряд разговоры о близкой войне приходятся на конец осени – зиму. Сезон холодов, нестабильной погоды, перепадов давления и настроений. Случайность это или нет, но в такие периоды психика человека особо податлива потрясениям и душевным расстройствам.
— Паника возникает от недостаточно правильной информации и неспособности здраво ее анализировать, — говорит психолог Института семейной и молодежной политики Илона Рашковская. – Люди реагируют по-разному. Одни впадают в ступор, потому что привыкли к катаклизмам, считают их неизбежными. Другие начинают метаться, пытаться что-то предпринять, но не знают что.
И в том и в другом случае, советует психолог, нужно искать вокруг себя положительные эмоции, даже если на первых порах это придется делать силой.
— Я не буду уговаривать выходить из соцсетей и отказываться от просмотра новостей. В современном мире это невозможно. Но мы можем вспомнить о вещах, которые приносят удовольствие – почитать увлекательную книгу, сходить в театр, в клуб, совершить шопинг по мере возможностей. Встретиться с друзьями, с которыми не будете затрагивать тревожные темы, а просто болтать, — советует психолог.
Если есть потребность в более активных действиях, психолог также советует собрать «тревожный чемоданчик» и сделать запас продуктов, которые можно будет использовать и без экстремальной ситуации.
— Соберите документы в одном месте и сделайте копии, они вам пригодятся в любом случае. Найдите среди своих знакомых людей, которые переехали с неподконтрольных территорий: что они брали с собой, что пригодилось, что нет, как справлялись со стрессом, — рекомендует Илона Рашковская.
А еще можно подумать не только о себя, но и заняться общественно полезным делом – собрать инициативную группу, чтобы заставить районные власти проинспектировать и привести в порядок бомбоубежища в округе.
Прокомментируйте