Фото: eurologic.kiev.ua Укрзализныця может повысить тарифы в текущем году
Необходимо всесторонне взвесить эту инициативу, обсудить ее с бизнесом и оценить масштабы ущерба для экономической безопасности страны, считают представители добывающей промышленности.
Возможное повышение тарифов на железнодорожные перевозки со стороны Укрзализныци станет шоком для предприятий и приведет к дальнейшем убыткам. Об этом говорится в письме от Национальной ассоциации добывающей промышленности Украины к главе УЗ Евгению Лященко, которое есть в распоряжении редакции. В нем указано, что у бизнеса вызывает обеспокоенность из-за «запланированных и озвученных публично АО Укрзализныця повышения тарифов на грузовые перевозки на 20%». «Очередное поднятие тарифов на перевозку грузов на фоне войны, разрушений, нехватки инвестиций, дефицита персонала из-за мобилизации, потери морского экспорта и т.д. создает еще один шокирующий эффект для всего бизнеса, а особенно — для того, что осуществляет преимущественно внешнеэкономическую деятельность и является лидером как по уплате налогов и таможенных платежей, так и по валютным поступлениям от экспорта. Речь идет о добывающей промышленности», — говорится в письме. В Ассоциации отмечают, что «масштабы кризиса в когда-то самой прибыльной для бюджета отрасли невероятны». «Сейчас, в условиях морской блокады и вследствие этой тотальной монополии железных дорог на вывоз украинского минерального сырья, дополнительное повышение тарифов еще на 20% загоняет добывающую отрасль в тупик. В таком случае транспортировка добытого минерального сырья становится финансово обременительной и невыгодной для украинских пользователей недрами земли», — предупреждают в Ассоциации. Подчеркивается, что повышение тарифа крайне негативно повлияет на компании, которые добывают строительные материалы — песчано-гравийное и кирпично-черепичное сырье, гипс, известняк, мел и т.п., то есть то сырье, которое необходимо для восстановления Украины и которое, по плану Экономики, должно быть обеспечено при упомянутом восстановлении на уровне не менее 60% именно украинского производства. «Государство получает парадоксальную ситуацию: пытается повысить локализацию в производстве собственных стройматериалов для восстановления страны, но в то же время — делает невозможным это из-за высоких тарифов для их транспортировки до производства», — отметили в Ассоциации. Там считают, что должна быть проведена основательная работа по оценке рисков и влиянию этого решения на экономическую безопасность Украины. «Подготовка к этому решению должна проводиться более обоснованно, особенно учитывая исключительный и монопольный статус Укрзализныци, взвешенно, и в диалоге с бизнесом — чего, кстати, не было соблюдено в течение прошлогоднего повышения», — резюмировали в Ассоциации. Напомним, недавно появилась информация о намерении Укрзализныци увеличить тарифы на грузовые перевозки на 20%. Год назад, в июле компания уже повышала тарифы на 70% — это привело к росту себестоимости украинской продукции и сокращению объемов производства предприятий даже в условиях, когда экспортеры не имеют альтернативных путей. За восемь месяцев текущего года по сравнению с таким же периодом 2022 года перевозка каменного угля упала на 15%, нефти и черных металлов — на 22%. Наихудшая ситуация с перевозкой руды, железа, марганца и коксующегося угля — перевозка этих ископаемых упала на 38%. При этом в УЗ обещали не повышать тарифы на грузоперевозки в 2023 году.
Источник
Прокомментируйте