10 вопросов о новом штамме Омикрон —

10 вопросов о новом штамме Омикрон -

Фото: REUTERS/Dado Ruvic/

Целый год мир прожил без коронавирусных сюрпризов в виде новых штаммов – вполне хватало и того, что принесла с собой «Дельта». И снова очередная вариация, стремительный рост заболеваемости не только в ЮАР, откуда родом новый штамм, но и по всему миру, включая Европу, и закрывающиеся границы, и ужас от непонимания – чего еще ждать от этой пандемии?

Для печальных выводов об угрозе нового варианта, названного «Омикрон», с одной стороны, мало информации и понимания. С другой — уже понятно, что этот вариант обладает очень высокой способностью передачи, имеет все шансы сделать вакцины менее эффективными и спровоцировать более тяжелое течение болезни.

1. Откуда родом новый штамм?

Впервые «Омикрон» был выявлен в Ботсване – 11 ноября, 14 ноября – в ЮАР, затем два случая были зафиксированы в Гонконге. 26 ноября о заболевших сообщили Бельгия и Израиль. Как сообщила на своей странице в соцсети эпидемиолог из Школы общественного здравоохранения UTHealth Кейтлин Джетелина, в Бельгии заболела молодая непривитая женщина, у которой через 11 дней после поездки в Египет через Турцию развились симптомы гриппа.

«У нее не было связей с Южной Африкой, — уточняет эпидемиолог. – Это означает, что вирус уже циркулирует в сообществах».

По предварительным оценкам ученых, есть все признаки того, что новый штамм «разгоняет» волну заболеваемости в ЮАР, где показатель положительных тестов всего за неделю вырос с 1% до 30%. Число госпитализаций в стране растет, но, как отмечают в ВОЗ, это может быть связано с увеличением общего числа инфицированных, а не с конкретным штаммом «Омикрон».

Тем временем случаи заражения уже зарегистрированы в Британии, Германии, Чехии, Нидерландах, Канаде, Дании, Италии – как правило, у прибывших из Африки путешественников.

2. Какие симптомы у нового штамма?

ВОЗ осторожно сообщает, что пока нет информации о том, что симптомы, связанные с «Омикроном», отличаются от проявлений болезни при других вариантах вируса.

«Первоначально зарегистрированные инфекции были среди студентов университета – молодых людей, которые, как правило, имеют более легкую форму заболевания, — говорится в официальном сообщении ВОЗ. – Но для понимания степени тяжести «Омикрона» потребуется от нескольких дней до нескольких недель».

Гораздо конкретнее в интервью изданию The Telegraph высказалась председатель Южноафриканской медицинской ассоциации, врач общей практики Анжелика Кутзи, которая первой заподозрила неладное и сообщила властям о возможности циркуляции нового штамма. По словам врача, ее пациенты, среди которых, в основном, молодые непривитые мужчины, имели очень легкие симптомы, ослабевающие уже через пару дней. Ни у кого из заболевших не было потери обоняния или вкуса, зато наблюдалась сильная усталость. У инфицированного 6-летнего ребенка отмечены высокая температура и учащенный пульс.

По мнению доктора Кутзи, новый вариант вируса, возможно, очень легко передается, однако и болезнь протекает в легкой форме – во всяком случае исходя из имеющейся информации о пациентах на сегодняшний день. Возможно, ситуация изменится, но здесь остается только наблюдать.

3. Будут ли существующие тесты «ловить» новый вариант вируса?

Увы, пока нет полного понимания структуры генома нового штамма коронавируса, но используемые сейчас ПЦР-тесты рассчитаны на самые консервативные участки генома. И это позволяет считать, что тесты будут «работать» и в отношении нового варианта.

Это в своем информационном бюллетене подтверждает и доктор Джетелина, указывая на то, что обычно мазок нужно отправлять в специальную лабораторию для секвенирования генома, чтобы узнать, какой вариант вызвал инфекцию.

«Однако похоже, что B.1.1.529 имеет специальный сигнал, такой как Alpha, непосредственно на ПЦР, — сообщает эпидемиолог. — Например, при положительном результате загораются два канала вместо трех, указывая, что это B.1.1.529. Это потрясающая новость, потому что это означает, что мы можем гораздо проще и быстрее отслеживать этот вирус по всему миру».

А вот информации о том, срабатывают ли другие типы тестов, включая тесты быстрого обнаружения антигенов, пока нет, исследования еще ведутся.

4. Защитят ли вакцины от «Омикрона»?

Пока в ВОЗ пытаются понять потенциальное влияние нового штамма на эффективность прививок, эксперты напоминают, что вакцинация в любом случае имеет решающее значение для снижения смертности и тяжелых случаев заболеваний.

На поверхности сейчас есть информация о двух случаях заражения «Омикроном» в Гонконге, отчет о которых гонконгские органы здравоохранения представили в конце прошлой недели. В первом случае заболел вакцинированный в мае-июне 2021 года препаратом Pfizer 36-летний мужчина, вернувшийся из Южной Африки 11 ноября. Причем перед возвращением у него был отрицательный ПЦР-тест, а на 4-й день положенного карантина уже в Гонконге результат был положительным. Второй путешественник тоже был привит Pfizer в мае-июне. В обоих случаях вирусная нагрузка во время второго ПЦР-теста была очень высокой, учитывая, что предыдущие тесты были отрицательными. Соответственно, «Омикрон» является высоко заразным вариантом коронавируса, и прививки в отдельных случаях – не панацея.

По мнению врача-иммунолога, заведующего лабораторией иммунореабилитологии Института иммунологии и микробиологии им. Мечникова Андрея Волянского, эффективность РНК-вакцин и векторых вакцин против нового штамма будет ниже в силу многочисленных изменений спайк-белка.

«Можно предположить более эффективную защиту у переболевших и вакцинированных инактивированными вакцинами («Короновак») за счет полноценного иммунного ответа (более 100 видов антител к 29 белкам коронавируса)», — написал ученый на своей странице в соцсети.

Так или иначе, ученым нужно время, чтобы понять, работают ли имеющиеся вакцины против нового штамма, хотя фармкомпании, производящие препараты, включая AstraZeneca, Moderna, Novavax и Pfizer, уже готовы «адаптировать» вакцины. Pfizer даже сроки назвал – 100 дней на изменение препарата.

5. В безопасности ли переболевшие?

По предварительным данным ВОЗ, относительно «Омикрона» существует повышенный риск повторного заражения, если сравнивать со всеми предыдущими вариантами коронавируса, вызывающими беспокойство. Пока информации слишком мало, и делать какие-то конкретные выводы рано. Так же, как и о потенциальной возможности нового штамма вызывать более тяжелое течение болезни, чем при других вариантах, включая «Дельту».

6. Что вызывает наибольшую обеспокоенность ученых?

Шум вокруг нового штамма вызван, прежде всего, беспрецедентным количеством мутаций в спайковом белке – их 32. Эпидемиолог Кейтлин Джетелина, сравнивая его с «Дельтой», указывает на то, что в предыдущем штамме было выявлено 9 мутаций.

«Нас особенно интересуют мутации, которые могли бы сделать что-то из следующего: повысить передаваемость, сбежать от вакцин и/или от иммунитета, вызванного инфекцией, повысить тяжесть болезни (госпитализация или смерть)», — уточняет врач.

Увы, новый штамм способен «выполнить» все три пункта. Согласно исследованию директора Инициативы по геномике COVID-19 в кембриджском институте Сенгера Джеффри Барретта, который проанализировал все 32 мутации, только одна не вызывает беспокойства, поскольку присутствует во всех вариантах начиная с 2020 года.

Девять мутаций отнесены к разряду «плохих» — их видели в предыдущих вариантах, и они вызывали озабоченность.

Восемь мутаций являются новыми, но есть лабораторные данные, позволяющие считать, что они таят в себе угрозу.

Три изменения в спайковом белке, вероятно, что-то значат из-за своего месторасположения, но пока неизвестно, что именно.

Еще 11 изменений ученые никогда не видели, и нужно больше данных для понимания, могут они что-то значить или нет.

Анализируя этот «набор», Кейтлин Джетелина обращает внимание на то, что некоторые мутации имеют свойство уходить от защиты антител – хоть после прививки, хоть после перенесенной инфекции. Несколько мутаций обладают повышенной трансмиссивностью, или передаваемостью. Есть мутация, связанная и с повышенной инфекционностью. Ученым нужно время, чтобы понять и оценить риски, связанные и с таким количеством изменением, и с их комбинациями.

7. Эффективен ли текущий протокол лечения?

Как сообщает Всемирная организация здравоохранения, кортикостероиды и блокаторы рецепторов IL6 по-прежнему эффективны для пациентов с тяжелой формой COVID-19. Другие методы лечения еще только предстоит оценить, учитывая изменения в частях вируса.

Как отметила на своей странице в соцсети ведущий инфекционист МОЗ Украины Ольга Голубовская, каким бы ни был вариант, принципы терапии COVID-19 остаются прежними: ранняя противовирусная терапия, ранняя госпитализация при прогрессировании болезни и только тогда быстрое и своевременное назначение глюкокортикостероидов и других иммуномодуляторов.

«Просто удивительно, как игнорируется ранее лечение, я не помню ни одного другого инфекционного заболевания, которое мы начинаем лечить уже тогда, когда есть осложнения, — считает ученая. — И очень слабая просветительная работа в этом направлении. Хотя хорошо известно — Perículum in mora (опасность в промедлении)».

8. Как мир закрывается от новой опасности?

«Омикрон», похоже, снова закрывает границы и останавливает международный туризм. Президент ЮАР в выходные выразил недоумение запретом на въезд из ЮАР и других африканских государств, который ввели многие страны. И вместо того чтобы похвалить страну за раннее выявление нового варианта вируса и быструю реакцию на угрозу, ее карают закрытием границ.

Но в таких ситуациях каждый спасается как может, и уже около трех десятков государств «урезали» сообщение с африканскими странами, причем некоторые закрылись вообще от всего мира. Как, например, Израиль, куда иностранцев теперь не пускают вовсе. «Родные» граждане, вернувшись, должны сдать ПЦР-тест, отсидеть карантин, снова сдать тест и только тогда – на свободу. Кстати, посещать израильтяне могут только северную часть Африки.

Великобритания закрыла авиасообщение не только с ЮАР, но и с Ботсваной, Намибией, Зимбабве, Лесото и Эсватини. Все въезжающие должны сдавать ПЦР-тесты.

Япония для иностранцев закрывается. Японцы, возвращающиеся из ЮАР, Эсватини, Мозамбика и Зимбабве, а также обладатели долгосрочных виз или вида на жительство, должны будут сидеть в отелях на 10-дневном карантине.

Полностью закрыли авиасообщение в Марокко – пока на две недели.

Германия ограничила авиасообщение с ЮАР: немцы могут улететь «туда», но не вернутся обратно.

Египет и Аргентина приостановили авиаперелеты в ЮАР. Канада не пускает иностранцев, которые за последние две недели посетили юг Африки. Греция прилетающих оттуда держит на 10-дневном карантине, Грузия и Румыния – на двухнедельном.

9. Почему новому штамму присвоено это название?

Впервые с начала пандемии Всемирная организация здравоохранения пропустила даже не одну, а две буквы греческого алфавита для обозначения нового штамма. Последней «занятой» буквой была «лямбда», после которой идут «ню» (nu) и «кси» (xi). Но они были проигнорированы, и новый штамм получил название «Омикрон».

На вызванное этим решением всеобщее недоумение в ВОЗ ответили просто: «ню» пропущена во избежание путаницы, «кси» — чтобы никого не обидеть. В чем запутанность, и кто мог оскорбиться? В первом случае «ню» могли начать путать с new (в переводе с английского – новый), во втором — букву не использовали, потому что так звучит обычная китайская фамилия. Впрочем, так звучит и «необычная» фамилия – например, лидера Компартии Китая Си Цзиньпина (пишется как Xi Jinping). А в ВОЗ следят за тем, чтобы практика давать болезням названия никого не оскорбляла. Потому-то штаммы коронавируса и отказались называть странами, где они были обнаружены впервые, и перешли на буквы.

10. Как классифицирован «Омикрон» среди вариантов вируса SARS-CoV-2?

По рекомендации собственной Технической консультативной группы по эволюции вирусов, 26 ноября ВОЗ обозначила вариант В.1.1.529, названный «Омикрон», как вызывающий озабоченность.

В целом, по классификации ВОЗ, в данный момент пять штаммов коронавируса вызывают озабоченность и столько же – интерес. Среди тех, что беспокоят ученых – «Альфа», «Бета», «Гамма», «Дельта» и свежий «Омикрон». Кстати, между обнаружением «Дельты» и нового штамма прошло больше года – индийский вариант вируса был зафиксирован в октябре 2020 года. Среди штаммов, представляющих интерес, — «Эта», «Йота», «Каппа», «Ламбда» и «Мю».

Существует еще больше десятка вариантов, которые требует дальнейшего мониторинга, но пока не вызывают особых подозрений — они буквенной маркировки не имеют.

В ТЕМУ

Что дальше?

Пока ученые разберутся с особенностями и рисками нового штамма — а это два главных вопроса: эффективна ли против него прививка и побеждает ли он Дельту? — миру остается только соблюдать бдительность и усиленные меры безопасности. С какими бы вариантами вируса мы ни столкнулись, «программа действий» пока одна: вакцинироваться или ревакцинироваться, избегать скопления людей и соблюдать дистанцию, носить маску, проветривать помещения и чаще бывать на воздухе, больше двигаться, следить за чистотой рук.

Источник