Угнать самолет, получить выкуп $200 000 и исчезнуть в небе: история одного преступления —

Угнать самолет, получить выкуп $200 000 и исчезнуть в небе: история одного преступления -

Фото: wikimedia.org

Есть немало примеров, когда выходит тайком украсть или даже убить. Но угнать самолет так, чтобы никто не узнал, кто это сделал, кажется невозможным. Единственного человека, которому удалось провернуть такое 24 ноября 1971 года, ФБР искало 45 лет, а потом расписалось в собственном бессилии.

Ровно 50 лет назад, около 13.30 (время местное)

В аэропорту американского города Портленд некий малый купил билет на рейс до Сиэтла на имя Дэна Купера. Документы тогда никто не проверял, так что кассирша просто записала названное ей имя. Позже она расскажет агентам ФБР, что мужчина был вежлив и спокоен.

14.50

Boeing-727 с 36 пассажирами на борту взлетает по расписанию.

Около 15.05

Этот самый Дэн Купер сидит в хвосте салона на месте 18С. Он просит стюардессу Флоренс Шаффнер принести ему бурбон с содовой, а когда получает бокал, протягивает ей записку. Та решила, что мужчина просто хочет познакомиться, так что взяла бумажку, но убрала ее в карман, не читая.

— Вам стоит прочесть. У меня бомба, — тихо говорит Купер.

Он приказал девушке сесть рядом и открыл чемодан. Там были какие-то провода, циферблаты, лампочки, красные цилиндры. Все, как любят в кино.

В отпечатанной на пишущей машинке записке были перечислены требования угонщика: 200 тысяч долларов (большая сумма по тем временам) 20-долларовыми купюрами и 4 парашюта, обязательно гражданских, не военных. Кроме того, авиакомпания должна была дозаправить самолет в Сиэтле.

15.10

Шаффнер отнесла послание в кабину пилотов. Те передали информацию на землю. Рейс из Портленда в Сиэтл занимает всего полчаса, так что времени на принятие решения у властей в обрез. В итоге они соглашаются на требования угонщика.

17.39

Самолет приземляется в аэропорту Сиэтла. Купер настаивал, что деньги уже должны ждать его на взлетно-посадочной полосе, поэтому пилотам пришлось кружить над аэропортом, пока агенты ФБР объезжали все крупные банки города в поисках 20-долларовых купюр.
Пассажиры даже не знали о том, что стали заложниками. Командир корабля объявил, что посадка откладывается из-за небольших технических проблем.

Дэн Купер в это время был на удивление спокоен. Он сидел, уставившись в иллюминатор. Потом стюардесса расскажет следователям, что он явно изучал местность, над которой они пролетали.

После приземления Купер велел всем пассажирам закрыть шторки иллюминаторов, чтобы его не достали снайперы.

Тут уже люди поняли, что рейс болтался в небе не просто так. Как ни странно, Куперу удалось всех успокоить. Как позже вспоминали пассажиры того рейса, он говорил мирно и почти дружелюбно, кто-то даже назвал его настоящим джентльменом.

17.40

Boeing снова поднимается в воздух. К этому времени Куперу передали деньги и парашюты, он, проверив, все ли в порядке, отпустил всех пассажиров и стюардесс, кроме одной.

В воздухе угонщик озвучил пилотам новые требования: летим в Мехико. Причем потребовал идти на высоте 3 км, тогда как обычно курс втрое выше, и на скорости не больше 350 км/час — чуть ли не минимальной для такого воздушного судна.

Когда Boeing набрал высоту, Купер велел всем членам экипажа запереться в кабине пилотов.

18.00

Сработала лампочка, сигнализирующая об открытии заднего трапа самолета.

18.13

Пилоты почувствовали толчок, им пришлось выравнивать машину.

22.15

Самолет приземлился в аэропорту Рино.

Купера в салоне не было, как не оказалось там ни денег, ни парашютов.

Угнать самолет, получить выкуп $200 000 и исчезнуть в небе: история одного преступления -

Угнать самолет, получить выкуп $200 000 и исчезнуть в небе: история одного преступления -

Таким преступника описали стюардессы. Фото: FBI

Поиски

Было ясно, что угонщик выпрыгнул из самолета.

Из Сиэтла Boeing сопровождали два истребителя, шедших над и под пассажирским лайнером, чтобы Купер не увидел их в иллюминаторы. Но и пилоты боевых машин ничего не заметили. Не узрели парашютиста и с земли: было уже темно, к тому же шел сильный дождь.

Эксперты изучили каждый сантиметр самолета, нашли 66 отпечатков пальцев, ни один из которых не годился для опознания. Купер забрал с собой даже записку с требованием выкупа. Единственное, что осталось, — это галстук, который он снял перед прыжком. Больше похоже на насмешку. Правда, с него удалось получить образец ДНК, но улику посчитали сомнительной: нет никаких доказательств, что Купер не купил подержанный галстук или не одолжил его у приятеля.

Местность, куда мог приземлиться угонщик, прочесали — никаких следов.

Мир снова вспомнил о загадочном угонщике в ­1980-м. 8-летний Брайан Ингрэм отдыхал с семьей на берегу реки Колумбия, когда нашел полусгнивший пакет с деньгами. Было это примерно в 30 км от предполагаемого места приземления Купера, а купюры оказались теми самыми, что выдали угонщику, — номера всех банкнот переписали, прежде чем выплатить выкуп. Больше того, лежали они точно в том же порядке, что их выдали преступнику.

Находка породила множество версий. Купер разбился после своего отчаянного прыжка? Потерял часть денег? Нарочно оставил часть добычи (в пачке было около 5 тысяч долларов), чтобы сбить ищеек со следа?

Ответить на эти вопросы должны были ученые, которые взялись изучить отложения водорослей на купюрах. Но их выводы только всех запутали. Оказалось, что деньги пролежали в песке на берегу реки максимум полгода.  Неужели Купер через 9 лет снова прошелся по «местам боевой славы»? Ответа на это ни у кого нет.

Расследование продолжалось 45 лет, пока в 2016-м агенты ФБР не признались в собственном бессилии и не решили, что ресурсы Бюро лучше тратить на другие дела. Если поначалу следователи были уверены, что Купер — опытный парашютист, в какой-то момент они решили, что тот, скорее всего, не пережил прыжок.

— Ни один опытный парашютист на прыгнул бы в кромешную тьму ночи под дождем на скорости 320 км/час в плаще и мокасинах, — говорит агент ФБР Ларри Карр, отвечавший за расследование последние 10 лет.

Угнать самолет, получить выкуп $200 000 и исчезнуть в небе: история одного преступления -

Угнать самолет, получить выкуп $200 000 и исчезнуть в небе: история одного преступления -

Тот самый галстук угонщика теперь хранится в музее ФБР. Фото:FBI

Подозреваемые

Ричард Маккой. Его ФБР до сих пор называет главным кандидатом на роль Купера. Ветеран армии, воевавший во Вьетнаме, заядлый парашютист-любитель. Больше того, через полгода после успеха Купера он сел на Boeing той же модели в Денвере и в воздухе достал гранату и пистолет, потребовав парашюты и полмиллиона долларов. Он, как и Купер, получил деньги, снова поднял самолет в воздух и также прыгнул с кормового трапа. Правда, он забыл на борту свои записи, по которым его удалось вычислить. Через пару дней его арестовали и позже приговорили к 45 годам тюрьмы. Оттуда он сбежал, протаранив ворота захваченным мусоровозом. Через 3 месяца его снова выследили, но Маккой погиб в перестрелке, когда его попытались задержать. Официально Маккоя исключили из числа подозреваемых в угоне в Портленде, потому что он был явно моложе Купера, к тому же в тот день веселился в Лас-Вегасе.

Роберт Рэкстроу. Тоже ветеран Вьетнама с отличной парашютной подготовкой. Он дважды пытался уйти от спецслужб США: через 7 лет после угона его депортировал из Ирана, где обвинили в хранении взрывчатки, а через несколько месяцев, вый­дя под залог, он попытался инсценировать собственную смерть. Официально его исключили из числа подозреваемых, потому что его не опознала стюардесса.

Угнать самолет, получить выкуп $200 000 и исчезнуть в небе: история одного преступления -

Угнать самолет, получить выкуп $200 000 и исчезнуть в небе: история одного преступления -

Купер приказал пилотам лететь на высоте 3000 метров. Фото: Дмитрий Полухин

Источник