Статистика по COVID-19 «правильная» и реальная: в чем разница —

Статистика по COVID-19 "правильная" и реальная: в чем разница -

Фото: REUTERS.

34 408 новых случаев в ежеутренней статистике МОЗ за 28 января, но более 48 тысяч позитивных ПЦР-тестов за эти же сутки. 2384 новых больных по Киеву «официально», но 6669 позитивных тестов — по данным столичных лабораторий. Такие расходящиеся цифры приводит системный аналитик Евгений Истребин на своей странице в соцсети для иллюстрации «правильной статистики», которую нам ежедневно озвучивают.

Узнать реальное количество заболевших нельзя

Другими словами, есть реальные данные, а есть те, что показывают. Первые с каждым днем выглядят все тревожнее, вторые сдерживают панические настроения. С одной стороны, не поддаваться истерике правильно и полезно для здоровья. С другой — в условиях эпидемии лучше знать, что происходит, чем пребывать в розовых очках.

А действительность такова, что для полного понимания ежедневного прироста новых больных к количеству положительных ПЦР-тестов нужно прибавить тех, у кого позитивные экспресс-тесты, и тех, кто заболел, но тесты не делал.

К примеру, 26 января официальное число новых выявленных случаев было 24 321. По данным Евгения Истребина, в этот день было получено 47 835 положительных ПЦР-тестов и 13 864 антиген-теста. То есть в сумме выявлено 61 698 новых заболевших. Плюс неизвестное количество больных, которые не пошли сдавать тесты. И получается, что оценить сейчас реальное количество заболевших в Украине не представляется возможным.

Безоговорочным лидером в расхождении между новыми случаями и числом выявленных ПЦР-тестов стабильно выступает Киев. В свежем прогнозе развития эпидемии COVID-19 от Национальной академии наук указывается, что количество новых положительных тестов увеличилось в 10 раз по сравнению с минимальными значениями начала января и превысило максимум прошлой волны на 50%. Но на динамике новых обнаружений это никак не отразилось из-за существенных задержек обнародования результатов тестирования.

«Подобные задержки могут повлиять на своевременность принятия мер по сдерживанию инфекции», — предупреждают в НАН.

И они не просто могут, они уже влияют, пример тому – ситуация с переходом на дистанционку в столичных школах. Точнее, неторопливые раздумывания над переходом. Некоторые решили не выходить с 31 января, некоторые не решили, а есть и такие, кто уже поучился онлайн и с понедельника возвращается к обычному режиму. А почему нет, если цифры не устрашающие?

Задержки – от трех дней до месяца

Евгений Истребин ситуацию с внесением новых случаев в столичную статистику называет вопиющей. По его информации, за первые четыре дня этой недели в Киеве получено более 25 тысяч позитивных ПЦР-тестов, в то время как в статистику попадает около 2 тысяч в день. То есть расхождение – более чем в три раза, и эта тенденция наблюдается еще с конца 2020 года, что подтверждают и ежемесячные прогнозы развития эпидемии от НАН Украины.

Евгений Истребин: За первые четыре дня этой недели в Киеве получено более 25 тысяч позитивных ПЦР-тестов, а в статистику попадает около 2 тысяч в день

Почему происходит такой разрыв в данных? В отчете ученых Национальной академии наук указано, что информация обнародуется с задержкой. Не все новые случаи, новые смерти и выздоровления, о которых говорится сегодня, произошли в течение вчерашнего дня. И между событием (тестирование, выписка, госпитализация, смерть) и внесением этой информации в базу данных, а затем ее обнародованием могут быть «значительные задержки». В НАН говорят о том, что средняя длительность таких задержек начала уменьшаться и сейчас составляет 3-6 дней. По информации Евгения Истребина, иногда вносятся с месячной задержкой.

Правильным индикатором реального количества новых случаев является число позитивных ПЦР-тестов – оно становится известно гораздо раньше, чем информация про каждый отдельный случай будет внесена в реестр. Делается это семейными врачами вручную – теми самыми врачами, которые еще принимают пациентов, ходят на вызовы, занимаются вакцинацией и бесконечно что-то вносят в электронную систему охраны здоровья.

«27 января в 9 вечера мне пришли результаты ПЦР за 25 и 26 января, — пишет в соцсетях семейный врач. – Помимо того, что их надо внести, надо еще сообщить пациентам и выслушать поток паники. С самого утра вношу данные и общаюсь с больными, потом на дежурство, и не знаю, успею ли подать данные заболевших».

Лаборатории на грани предела

Помимо задержек по объективным причинам, есть явные занижения по непонятным. Ну, как непонятным – «борьба» с паникой, нежелание вводить жесткие ограничения, «красные зоны», не говоря уже о непопулярном со всех сторон локдауне.

В соцсетях люди из разных регионов говорят, что больницы повсеместно скрывают случаи заражения в нековидных отделениях. Администрации это невыгодно: и мороки много с объяснениями, выговорами, кучей документов, и отделение на карантин закроют. А так ковидный тихо выписан «по собственному желанию», и всем как будто хорошо.

Аналитик Елена Герасимова из Института экономики и прогнозирования НАН Украины в своем свежем еженедельном обзоре констатирует прирост госпитализаций абсолютно во всех областях страны. И заведомое занижение официальной статистики новых случаев вдвое в Киевской, Волынской, Хмельницкой и Львовской областях. В столице данные по заболеваемости занижены в пять раз.

Не добавляют объективности картине и ограниченные мощности лабораторий для тестирования. По мнению Евгения Истребина, предел их возможностей практически достигнут.

Суточный максимум ПЦР-тестов в осеннюю волну составил 77 тысяч, в нынешнюю уже доходили до обработки 65 тысяч тестов в день. Некоторые лаборатории даже сейчас, на разгоне волны, не справляются: например, по данным на 27 января, необработанными по всей стране оставались около 8,5 тысячи тестов. Днепропетровский, Хмельницкий и Волынский областные лабораторные центры не успевали проводить исследования больше, чем все остальные.

Поэтому обработки 100 тысяч тестов в день лаборатории вряд ли достигнут. И есть риск принять «потолок» их мощностей за наступившее плато эпидемии. Хотя наступит оно не из-за замедления темпов заболеваемости, а просто потому, что выше этого потолка у нас не тестируют.

Что дальше?

За нынешнюю неделю, когда новая волна поднялась просто на глазах, темп роста суточных госпитализаций вырос до 42%. Активнее всего стационары заполнялись в Ивано-Франковской, Львовской, Винницкой, Харьковской, Днепропетровской и Одесской областях. Темпы роста позитивных случаев за неделю увеличились на 118%.

Сплошь и рядом происходят истории из минувшей осени, когда семейные врачи направляют на бесплатный ПЦР-тест через 3-4 дня, потому что очередь. Или когда сдал тест в четверг, а результат будет во вторник, потому что не успевают. Из особенностей новых реалий – сосредоточенность на невакцинированных больных и «задвигание» тех, кто привит. И нехватка всего: тестов, мощностей, рук и людей, физических ресурсов врачей.

Из особенностей новых реалий – сосредоточенность на невакцинированных больных и «задвигание» тех, кто привит

По прогнозам ученых, в ближайшее время просвета не будет, а пиковых значений этой волны мы достигнем через 2-3 недели. Говоря о новых случаях, в НАН называют среднюю дневную цифру около 40 тысяч (максимальная граница – почти 53 тысячи) к концу следующей недели.

Системный аналитик Евгений Истребин, чей негативный вариант прогноза на январь, увы, подтвердился, считает, что есть факторы и «за», и «против» повторения ноябрьского сценария.

Факторы «за» очень просты – низкий уровень как вакцинации, так и соблюдения эпидемических мер безопасности с полным игнорированием масок.

Факторы «против»: совсем недавняя волна с большим количеством переболевших, более высокий уровень вакцинации в сравнении с сентябрьским и незамедлительное закрытие всех учебных заведений на фоне еще не окончательно заполненных стационаров.

Что из этого выйдет – узнаем очень скоро, но февраль будет сложным. И это не паника.

Источник