Фото: Федерация Биатлона Украины
14 ноября 2022 Иван Крулько возглавил Федерацию биатлона Украины и стал третьим президентом в истории федерации. Он пришел на смену Владимиру Бринзаку, работавшему на этом посту с 1998-го по 2022 год.
Перед новым главой ФБУ стоит масса сложных задач – смена поколений в сборной, восстановление и построение новой инфраструктуры для биатлонистов, реформирование системы подготовки и работы с тренерами как таковой. И все это новому президенту придется делать в условиях войны и дефицита средств.
О вызовах, задачах и планах «КП в Украине» пообщалась с президентом ФБУ Иваном Крулько.
Хочу, чтобы биатлон воспринимался как спорт номер один среди зимних видов спорта
— Иван Иванович, вы в должности недавно. Что уже успели понять?
— Понял, что биатлон требует много времени и усилий для того, чтобы сформировать систему, которая сможет эффективно работать на развитие массового биатлона. А в результате – на подготовку для наших спортсменов, которые будут выступать в спорте высших достижений.
– В первые дни после избрания вы организовывали онлайн-встречу со спортсменами. О чем общались?
– Была не только онлайн-встреча. Я встретился со спортсменами и офлайн во время Кубка мира в Гохфильцене. Спортсмены должны заниматься и думать исключительно о спорте. Остальные вопросы их не должны беспокоить. Мы обеспечим подходящий тренировочный процесс, мы обеспечим тренировочную форму на должном уровне. Главное, чтобы наши спортсмены показывали хорошие результаты и сосредоточились на спорте. Ну и, безусловно, надо работать над тем, чтобы в команде была дружелюбная атмосфера всегда, чтобы чувствовался командный дух и чтобы спортсмены понимали свою ответственность перед страной. Поскольку страна в войне, каждое удачное выступление наших спортсменов на биатлонных аренах придает уверенности, вызывает положительные эмоции и мотивации для всех украинцев — любителей биатлона.
– Почему решили баллотироваться на эту должность?
– Всегда перед собой ставлю высокие амбициозные цели и считаю, что это для меня новый интересный вызов. Очень хочется помочь украинскому спорту, украинскому биатлону. Тем более что биатлон может стать наиболее массовым видом спорта в Украине, поскольку является прикладным видом спорта. Он сочетает в себе физическое воспитание и стрельбу. То есть молодые украинцы смогут овладевать стрельбой и иметь хорошую физическую подготовку, чтобы всегда быть готовыми к защите своей страны.
— Насколько этот вызов для вас сложен?
— Нельзя определять, что сложно, а что легко. Потому что к каждому делу нужно относиться ответственно. Каждое дело, за которое берешься, требует времени и требует усилий. Особенно биатлон, очень популярный среди украинских болельщиков. От биатлона всегда ждут хороших результатов и медалей. Поэтому, безусловно, этот вызов серьезный. Я принял его. Меня попросили подставить плечо украинскому биатлону, и я это сделал. Хочу, чтобы биатлон воспринимался как спорт номер один среди зимних видов спорта. Но самое главное, чтобы украинцы радовались победам наших спортсменов. Над этим нужно очень много работать. У нас идет смена поколений, нам нужно полагаться на свои силы. Нам нужно привлекать новых спортсменов в этот вид спорта. Надо показывать им перспективы.
Для этого мы запускаем программу мотивационного характера, когда и спортсмены, и тренеры будут понимать, что при хороших, высоких результатах в биатлоне можно реализовать себя не только как спортсмен, но и иметь достойные заработки.
— Насколько большим будет давление на вас в этой должности? Чего от вас ждут болельщики и спортсмены?
– Болельщики всегда ожидают побед. Безусловно, меня воспринимали как политика, а к политикам отношение у украинцев стереотипное. А что касается спортсменов, то они ожидают должного отношения и мотивации за свои выступления. Только по спортивным результатам у каждого будет возможность получать помощь от федерации. Но всем будет предоставлен одинаковый уровень подготовки, тренерская работа, все необходимое для того, чтобы показывать высокие результаты.
Последствия прихода русского мира на черниговскую тренировочную базу. Фото: Федерация Биатлона Украины
Биатлон будет способствовать культуре обращения с оружием
– Какие задачи ставите перед собой как глава Федерации биатлона, еще и в военное время?
– Я уже говорил о том, что, по моему мнению, биатлон может стать массовым в Украине. Это прикладной вид спорта. Мы уже пытаемся воплотить эту идею. Будем привлекать детей к этому виду спорта, чтобы они имели хорошую физическую подготовку и умели стрелять. Вообще, если через уроки биатлона пройдет больше украинцев — это ознаменует в Украине появление культуры обращения с оружием. А это тема, которая предстанет перед нами совсем скоро. Давно уже ведется разговор о принятии закона о возможности свободно покупать оружие, короткий ствол. Но нужно воспитывать и развивать правила обращения с оружием. И биатлон здесь может пригодиться. Я считаю, что биатлон – прекрасное направление для военно-патриотического воспитания украинской молодежи.
– Будете проводить независимый финансовый аудит, чтобы понять нынешнее положение дел в Федерации биатлона Украины?
– Безусловно, что мы это планируем. Но проведение аудита – это довольно долгое и не дешевое дело. У меня нет ни фактов, ни ощущения, что предыдущие годы при руководстве Владимира Бринзака в биатлоне делались какие-то вещи финансового характера, которые имели бы коррупционную составляющую. Таких фактов у меня нет. Я знаю Владимира Михайловича, знаю, что он много усилий вкладывал в биатлон. Даже свои собственные средства. Поэтому очевидно, что для него биатлон не был местом для зарабатывания денег. Но ясно, что нужно подвести итоги года. Мы осуществим документальную проверку всего, что было. И начнем с чистого листа новый бюджетный год, а также новый сезон.
– Планируете обновление команды ФБУ?
– Любая команда не является константой. Потому уже сейчас в Федерации биатлона появляются новые люди. К примеру, я привлек к работе исполнительного директора. Также произошли качественные изменения в информационной политике – появился отвечающий за нее пресс-секретарь. Обновление команды будет происходить постоянно. Это процесс, который не будет завершаться ни на секунду.
– А есть в вашей команде люди, которые помогут понимать спортсменов лучше и налаживать с ними тесную связь? Вы ведь не занимались биатлоном, и поэтому вам, наверное, сложно максимально хорошо понимать спортсменов.
— Безусловно, такие люди, кто был в профессиональном спорте, нужны в команде. Именно поэтому первым вице-президентом избран Андрей Дериземля. Один из лидеров украинского биатлона, одно время был капитаном команды. Это человек, много одержавший побед для Украины на разных соревнованиях. И плюс ко всему, у Андрея уже есть большой опыт административной работы. Мы с ним сотрудничаем очень тесно. Так что от Андрея я получаю советы как от профессионального спортсмена.
– Опыт федераций биатлона каких стран вы берете в пример и почему?
— В частности, во время моего участия впервые как президента Федерации биатлона на Кубке мире я общался с президентом IBU, коллегами, являющимися президентами в национальных федерациях, относительно того, как они выстраивали систему подготовки спортсменов, и некоторые идеи мы будем перенимать для Украины.
Иван Крулько уверен, что базу в Чернигове удастся отстроить. Фото: Федерация Биатлона Украины
К сожалению, у биатлона никогда не было большой инфраструктуры
– Во время обстрелов много пострадало спортивной инфраструктуры. Подсчитывали хотя бы приблизительную сумму ущерба?
— Если говорить о всей спортивной инфраструктуре, то очевидно, что об этом должен говорить министр молодежи и спорта. Я могу говорить о биатлоне. К сожалению, у биатлона никогда не было большой инфраструктуры. У нас было две основные территории, где воспитывались биатлонисты, – это Чернигов и Тернополь. Также есть биатлонисты из Сумской области, Львовской. И вот база в Чернигове разрушена вражескими обстрелами. Поэтому сегодня у нас нет полноценной базы, где могут и проживать, и тренироваться спортсмены.
В Буковеле арена на этапе постройки. В Тернополе тоже еще не совсем готова. Но мы отстроим все. И построим самую лучшую базу для биатлонистов. Не только лучшую в Украине, но и в Европе.
– Какая сейчас ситуация с финансированием сборной? Хватает ли средств на качественную подготовку для наших спортсменов? Как сильно на этот вопрос повлияла война?
– Война повлияла на все, что происходит в стране. На 50 процентов государственный бюджет дотационный. Соответственно ресурсы на развитие спорта в Украине значительно сокращены. Более чем вдвое. Это нужно понимать. Но мы стараемся привлекать средства от спонсоров, а также Международной федерации биатлона.
Сборная Украины – и команда «А», и команда «Б» – обеспечена всем необходимым, чтобы качественно выступать и качественно тренироваться. С этим проблемы нет.
Что касается финансирования именно биатлона, то мы работаем над развитием региональных программ из областных и местных бюджетов. У нас уже есть первые результаты. В частности, принята программа по развитию биатлона в Черниговской области. Кроме того, принята программа в Закарпатье. Это программа национально-патриотического воспитания, где составляющей этого воспитания есть и биатлон. У нас есть основания полагать, что будут выделены средства на развитие биатлона и в Киевской области. И это только первые шаги
Тренироваться спортсмены могут на новояворовской базе. Фото: Федерация Биатлона Украины
Тренерский потенциал нужно усиливать
– Каких результатов ожидаете от наших спортсменов в этом сезоне?
– Этот сезон будет очень тяжелым. На это повлияла война. И, по сути, три последних этапа Кубка мира мы пропустили. Трудное очень вхождение в сезон. Кроме того, у нас есть вопросы смены поколений. Потребуется время, чтобы новое поколение биатлонистов подросло и имело возможность участвовать в национальной сборной.
– Как дела сейчас с ДЮСШ вообще? Какие трудности там приходится преодолевать?
– У нас система подготовки спортсменов через ДЮСШ, по сути, развалена. Потому что ДЮСШ прошли несколько так называемых реформ, которые касались финансирования. Некоторые школы находятся в ведении общественных организаций. Такие как, например, «Динамо», «Колос». Поэтому ситуация у разных ДЮСШ очень разная. Там, где местные власти беспокоятся о развитии спорта, там есть финансирование. Где местные власти безразличны к развитию спорта — там ДЮСШ, по сути, умирают.
Моя задача состоит в том, чтобы находить коммуникацию с руководством областей, с властью в объединенных общинах, чтобы поддерживать ДЮСШ, находить ресурсы из местных бюджетов и таким образом воспитывать молодых спортсменов. Но мы также должны понимать, что война сократила расходы на социальную сферу, а спорт — это социальная сфера.
— А по оплате труда тренеров есть какие-то планы? Возможно ли сделать это вообще в наших реалиях?
— Тренеры разного уровня получают зарплату там, где они работают напрямую. Мы планируем внедрить отдельную программу поддержки тренеров от Федерации биатлона. Но надо помнить, что ФБУ – это общественная организация. Мы не распределяем бюджетные средства. И не формируем государственный бюджет на тот или иной вид спорта. Это делает министерство и правительство.
Но я не могу сказать, что удовлетворен полностью тем, как у нас работает система подготовки спортсменов. Очевидно, что тренерский потенциал нужно усиливать. Я хотел бы начать от федерации поддержку тренеров, работающих с детьми. Мы разрабатываем программу, которая называется «Первый тренер». Суть в том, что тренер, подготовивший спортсмена для команды, будет с ФБУ подписывать пожизненный контракт, и за успехи, то есть медали этого спортсмена, первый тренер будет получать премии. Это наше такое ноу-хау, чтобы поддержать первых тренеров и они хотели воспитывать молодежь.
— Считаете, это бы существенно улучшило результаты?
– Вот я вам приведу пример. В биатлоне работает более ста тренеров разного уровня. Если бы каждый из них подготовил хотя бы по одному спортсмену, соперничавшему за медали, представьте, какую сборную мы имели бы и на каких местах в мировых рейтингах были бы. Конечно, есть тренеры, которые подготовили целую плеяду спортсменов, и им за это нужно благодарить и кланяться. Но есть и такие тренеры, которые числятся тренерами, но не подготовили никого.
Тогда у меня возникает вопрос — зачем нам нужны тренеры, которые не мотивированы работать, не имеют и не ищут стремящихся к победам спортсменов? Поэтому я надеюсь, что программа «Первый тренер» даст реальное желание находить талантливых детей, убеждать их идти в биатлон и готовить спортсменов высокого уровня.
— Вы считаете важным формирование определенного резерва из спортсменов, которые смогут подхватить эстафету опытных биатлонистов, которые в своей карьере прошли почти все. Что нужно сделать, чтобы это реализовать?
– Я вижу формирование резерва через развитие четкой структуры. Нужно развитие массового биатлона. Чем больше детей будет заниматься биатлоном, тем больше мы будем получать достойных спортсменов. Я убежден, что у нас, в Украине, живут чемпионы мира и олимпийские чемпионы, которым просто негде заниматься биатлоном и не знают, что они могут им заниматься. Затем должны быть специальные школы. ШВСМ так называемые. То есть школы высшего спортивного мастерства. Также ДЮСШ, где работают профессиональные тренеры конкретного вида спорта, и тогда у нас будут формироваться кандидатуры и тот же резерв для попадания в команды разного уровня.
Иван Крулько Досье КП
Родился в 1981 году.
2009 – 2010 гг. – заместитель министра Украины по делам семьи, молодежи и спорта.
2014 г. – народный депутат Украины VIII созыва от фракции «Батькивщина» (председатель подкомитета по вопросам государственного финансового контроля и деятельности Счетной палаты Комитета Верховной Рады Украины по бюджету).
2019 г. – первый заместитель председателя Комитета по вопросам бюджета в Верховной Раде Украины IX созыва.
С 14 ноября 2022 года – президент Федерации биатлона Украины.
Женат, имеет двух дочерей.
Прокомментируйте