Новая схема отъема жилья: давай подарим друг другу квартиры —

Новая схема отъема жилья: давай подарим друг другу квартиры -

Фото: Булатов Алексей

Три года понадобилось киевлянке Галине Ляшенко, чтобы вернуть отобранную обманом квартиру. Против нее использовали одну из множества схем, которыми сегодня пользуются мошенники. 

Поверьте, это еще очень благополучная история, потому что многие люди по своей наивности и доверчивости теряют жилье навсегда.

Подруга из прошлого

Новая схема отъема жилья: давай подарим друг другу квартиры -

До весны 2017 года Галина Федоровна чувствовала себя достаточно успешным человеком. Имея два высших образования — медика и экономиста, она в свое время сумела заработать на однокомнатную квартиру в Киеве и переехала из Мариуполя в столицу.

— Эта женщина появилась в моей жизни в конце 2016 года. Я только потом поняла, что она узнала о моем киевском жилье. А тогда рассказала печальную историю про больную дочь, попросила помощи, стала приходить в гости, вести задушевные беседы… Раньше мы не были с ней близки. Просто когда-то работали год в одной поликлинике, а потом очень редко перезванивались, — вспоминает Галина Ляшенко.

Сама Тамара (имя изменено, поскольку преступный умысел не доказан) оказалась женщиной не совсем простой. В Мариуполе имела три квартиры — на одну, две и три комнаты. Поговаривали, что разжилась она этой недвижимостью, находясь в составе группы, промышлявшей «серыми» схемами. Но… не пойман за руку — не вор.

Ляшенко в дела старой-новой приятельницы до поры до времени не была посвящена. Зато в беседе оговорилась, что переживает за старенькую маму, которая осталась в Мариуполе и которой скоро понадобится уход. Хотела бы, дескать, быть к маме поближе.

Подождем еще недельку…

В 2017 году Галина согласилась обменять свою однокомнатную квартиру в Киеве на двухкомнатную в Мариуполе. Тамара предложила более простой вариант, чем договор мены или оформление купли-продажи: написать друг на друга дарственные.

Такая процедура существует, ею пользуются как добропорядочные люди, так и мошенники.

При честных договоренностях обе стороны одномоментно подписывают и заверяют договоры дарения. Но если кто-то замыслил обман, то довольно легко уговорить партнера, особенно если с ним доверительные отношения, сделать перерыв в посещениях нотариуса. Дескать, сегодня мы напишем твою дарственную, а завтра — мою. Или нотариус, посвященный в тему, оформит один договор, сошлется на занятость и за вторым скажет прийти через неделю.

Вот такая же история произошла с Галиной Федоровной. У нотариуса, которого нашла в Мариуполе приятельница, она оформила договор дарения на Тамару и согласилась подождать, пока та «созреет». Хорошо хоть, догадалась расписку взять!

Подруга тянула, а Галине нужно было выехать на несколько месяцев за границу. Сейчас она говорит, что к этому ее тоже подтолкнули новые друзья. Вернувшись в Мариуполь, Ляшенко узнала, что дарственной на нее нет и не будет. Как и ключей от обещанной двухкомнатной квартиры.

— В киевской квартире стояли новые замки и жили чужие люди.  Мне сказали, что я не имею на нее никаких прав,

вздыхает Галина. 

Заявления в полицию, что в Киеве, что в Мариуполе, прошли впустую. «Обращайтесь в суд, это гражданско-правовые отношения», — такой стандартный ответ дают наши органы жертвам квартирных ловкачей.

Один суд расписку не признал, другой — признал

Три года Галина Ляшенко провела без крыши над головой, скитаясь по знакомым и просто добрым людям. Но все же за ее плечами старался — хлопал крыльями маленький ангел. Мошенники не продали подаренную квартиру, они сдавали ее в аренду, что давало надежду на успех.

— Как только Галина обратилась ко мне, я через суд наложила на жилье арест, чтобы с ним нельзя было проводить какие-либо сделки, — рассказывает адвокат Оксана Соколовская. — Женщина была в состоянии такой бедности, что мне самой пришлось платить судебный сбор. Кроме квартиры у нее обманом выманили еще и деньги.

Юрист отмечает, что любые гражданско-правые договоры обжаловать в суде нелегко:

— Но договор дарения особенно трудно, потому что доказать факт насилия, обмана либо психологического давления проблематично. Человек сам все подписал, хотя на самом деле действовал себе во вред.

Насколько субъективным может быть подход к таким делам, показывает тот факт, что суд первой инстанции не признал расписку Тамары доказательством обмана и отклонил иск Ляшенко. А вторая инстанция — Киевский апелляционный суд — все признала и отменила договор дарения.

Человек сам все подписал, хотя на самом деле действовал себе во вред

— Судьям за объективность огромная благодарность. Во времена повсеместного «решалова» это редкость. И защита в данном процессе сделала все возможное и даже невозможное, — говорит адвокат Соколовская.

Спасибо маленькому ангелу, Галина сохранила прописку в своей квартире, и решить вопрос о заселении будет не сложно. Но за то, чтобы изменить регистрацию права собственности на жилье за предыдущим законным собственником, еще придется побороться.

 

БДИ!

Топ-5 квартирных махинаций

1. Адвокатам очень часто приходится принимать участие в квартирных спорах, причем как на белой, так и на черной стороне.

— У меня есть дело, где женщина продала квартиру и уехала жить за границу. Покупатели добропорядочные, сделка — законная. Но вдруг появляются адвокаты, которые хотят ее оспорить, то есть лишить людей правомерно приобретенного жилья.

2. Еще одна схема касается пожилых людей, которые не имеют наследников первых очередей, а только дальних родственников. Вдруг оказывается, что в квартире последние пять лет вместе с бабушкой проживала какая-то дама. Она становится наследником третьей очереди и забирает все права. Прописка самозваной «сиделки» фиктивная, сделанная задним числом.

Как вариант, составляется поддельный договор купли-продажи, который пенсионерка якобы заключила незадолго до смерти.

3. Рискуют люди, вкладывающие капитал в квартиры, которые держат «впрок». Там никто не живет и никто не прописан. Черные риелторы составляют фальшивые судебные решения о взыскании недвижимости в счет погашения долга и подделывают документы об электронных торгах. «Выигрывают» эти торги подставные лица, которые тут же перепродают жилье. Когда подлог вскрывается, квартира может поменять четырех хозяев.

4. К пожилым либо алкозависимым людям с успехом применяют старую схему доверенности. К жертве втираются в селезенки, обещают соцпомощь, плюшки, шоколадки и подсовывают на подпись документ, который на деле оказывается генеральной доверенностью на продажу квартиры. Нотариус заверяет ее как ни в чем не бывало.

Провернуть такой фокус могут и квартиранты. В нашей практике была история, когда у пожилой четы просто выкрали паспорта и подделали подписи. Спасло только то, что в момент регистрации «сделки» хозяин жилья лежал в военном госпитале.

5. Для людей молодых и здоровых большой риск представляет просроченная ипотека. Банк передает ипотеку коллекторам, те самовольно переписывают условия договора, увеличивают долг и отбирают квартиру в качестве взыскания.

Источник