Мининфраструктуры должно завершить реформу «Укрзалізниці» и только потом разбираться со структурой тарифов на грузоперевозки – эксперт

Мининфраструктуры должно завершить реформу "Укрзалізниці" и только потом разбираться со структурой тарифов на грузоперевозки – эксперт

Мининфраструктуры должно завершить реформу "Укрзалізниці" и только потом разбираться со структурой тарифов на грузоперевозки – эксперт

Владимир Гусак: Там, где это возможно, тарифы будут регулироваться рынком

Фото: gmk.center

«Укрзалізниця» не должна перекладывать свои финансовые проблемы компании на бизнес, заявил в комментарии порталу «Хвиля» гендиректор Федерации работодателей транспорта Украины Владимир Гусак.

«Вызывает настороженность желание как-то изменить тарифы, причем в сторону повышения, основываясь на нынешнем тарифном руководстве и нынешней модели «Укрзалізниці», которая давно устарела. Мы неоднократно говорили о том, что все-таки необходимо завершить реформу «Укрзалізниці» – которая предусмотрена и жизненной необходимостью, и европейскими обязательствами Украины, и здравым смыслом», – отметил эксперт.

Он убежден, что компанию необходимо реорганизовать, разделив на несколько операторов: инфраструктуры, пассажирских и грузовых перевозок. Только после этого, считает Гусак, можно начинать разговор о пересмотре тарифов.

«Там, где это возможно, тарифы будут регулироваться рынком, прежде всего в сегменте грузовых перевозок, где возможна конкуренция. Ну и отдельно, после реформирования и после выделения оператора инфраструктуры в отдельную компанию, благодаря чему четко станут понятны и затраты, и эффективность различных станций, различных участков железнодорожного пути. Тогда только можно вести речь о тарифах», – сказал Гусак.

Эксперт считает, что реформой сейчас никто не хочет заниматься, вместо этого наблюдательный совет и правление собираются в очередной раз повышать тарифы на грузовые перевозки по железной дороге. При этом компания за последние годы потеряла значительный объем грузоперевозок, потому что бизнес находит альтернативные и более выгодные варианты, а новое повышение цен усилит эту тенденцию.

«За последние несколько лет «Укрзалізниця» потеряла 30–40 миллионов грузоперевозок. Это примерно 10%. И это не из-за экономического спада, потому что потенциальные клиенты «Укрзалізниці» переходят на альтернативные виды транспорта, прежде всего на автомобильный. За этот же период автомобильные перевозки в Украине выросли на 20–30 %. Клиенты просто бегут от «Укрзалізниці». Безусловно, каждое новое повышение тарифов – это очередная потеря грузопотока, это очередная потеря доходов», – заявил Гусак.

Контекст:

5 июля Министерство инфраструктуры опубликовало на своем сайте проект приказа о внесении изменений в коэффициенты на грузоперевозки железнодорожным транспортом. В течение месяца в министерстве будут принимать замечания и предложения к этому проекту.

По итогам прошлого года «Укрзалізниця» получила чистый убыток в размере почти 11,9 млрд грн, финансовые обязательства компании в 2020 году выросли более чем на 1 млрд грн – до 58,3 млрд грн.

В мае президент Украины Владимир Зеленский назвал компанию банкротом и подчеркнул, что власть делает все возможное, чтобы сменить руководство «Укрзалізниці», но этого мало.

Источник