Pegasus проникает в устройства iPhone и Android
Фото: depositphotos.com
Власти ряда авторитарных стран годами следили за журналистами, активистами, политиками, учеными и бизнесменами с помощью программы-шпиона Pegasus, которое поставляла израильская компания NSO Group. Об этом сказано в совместном расследовании журналистов 17 международных СМИ, которое опубликовало британское издание The Guardian 18 июля.
Pegasus проникает в устройства iPhone и Android. Она позволяет операторам извлекать сообщения, фотографии и электронные письма, записывать звонки и тайно активировать микрофоны. Программа NSO Group предназначена для использования против преступников и террористов.
Расследователи утверждают, что это программное обеспечение могли использовать правительства по крайней мере 10 стран: Азербайджана, Бахрейна, Венгрии, Индии, Казахстана, Марокко, Мексики, ОАЭ, Руанды и Саудовской Аравии. Больше всего программой пользовались власти Мексики.
В перечне жертв оказались более 50 тыс. человек. The Guardian уточняет, что в их числе были сотни руководителей предприятий, религиозных деятелей, ученых, сотрудников неправительственных организаций, членов профсоюзов и чиновников, включая министров, президентов и премьер-министров.
Среди пострадавших от Pegasus оказались более 180 журналистов, в том числе редакторы и руководители Financial Times, CNN, New York Times, France 24, Economist, Associated Press и Reuters. В качестве примера издание привело мексиканского внештатного репортера Сесилио Пинеда Бирта, которого убили в 2017 году. Авторы расследования сообщили, что его телефон не нашли, поэтому невозможно установить доподлинно факт взлома.
Представители израильской NSO Group отрицают данные расследования и называют их «ложными». Компания заявила, что продает технологии только военным, правоохранителям и спецслужбам в 40 странах и тщательно проверяет данные о положении прав человека.
Авторы материала предполагают, что шпионская программа Pegasus использовали власти Саудовской Аравией и ОАЭ для слежки за соратниками убитого журналиста Washington Post Джамала Хашогги в течение нескольких месяцев после его смерти. Следили и за турецким прокурором, который расследовал смерть журналиста, пишет The Guardian.
Прокомментируйте