Фото: личный архив Геннадия Комка
Сборная Украины в седьмой раз пробилась на Евро и второй раз кряду, вот только последнюю победу на континентальных форумах «сине-желтые» праздновали в далеком 2006 году. Наша команда угодила в квартет С, где встретится со сборными Сербии (13 января), Франции (15 января) и Хорватии (17 января).
Накануне старта турнира «КП в Украине» поговорила с капитаном сборной, вратарем запорожского «Мотора» Геннадием Комком, самым опытным игроком национальной команды, для которого это Евро уже станет третьим по счету.
Не смогли вылететь в Швейцарию на тренировочные игры
— 13 января стартует Евро-2022. Какие у вас ожидания от предстоящего турнира?
— Прежде всего мы рассчитываем на приобретение колоссального опыта, потому что группа у нас, как ее уже называют, «атомная». В нашем квартете олимпийские чемпионы — французы, вице-чемпионы Евро-2020 — хорваты и неуступчивые сербы. Если получится выйти в плей-офф, это будет огромным достижением.
— Что вас беспокоит накануне Евро?
— Беспокоит только одно: многие наши лидеры выбыли из-за травм и не смогут принять участие в этом турнире. На Евро едет достаточно молодая команда, многие ребята не имеют за спиной опыта таких турниров.
— Почему сборная не провела ни одной товарищеской игры накануне ЧЕ?
— Мы должны были полететь на турнир в Швейцарию, но две сборные отказались от участия – Португалия и Черногория. Нам предложили вариант провести два товарищеских матча со Швейцарией, но мы банально не смогли вылететь туда. Приехали в аэропорт. У нас был рейсовый самолет на Вену. Но он не смог приземлиться в аэропорту Запорожья из-за плохой погоды. Покружил и улетел обратно в Вену. Вот такие метаморфозы.
— Чемпионат пройдет со зрителями, кстати?
— Без. Сильно много спортсменов заболело, в разных командах не смогут принять участие все сильнейшие, поэтому Европейская гандбольная федерация приняла решение не допускать зрителей.
— В сборной все вакцинированы?
— Да. Слава Богу, все здоровы. Надеемся, на самом Евро тоже никто не подхватит коронавирус.
— Почему в этой сборной отсутствуют лидеры и без ясной причины: Захар Денисов, Артем Козакевич?
— Козакевич травмировался. По какой причине не едет Денисов, не знаю. Задавал вопросы руководству, но ответа не получил. Захар — опытный и профессиональный игрок, и 100% помог бы нашей сборной. Насколько я понимаю, взят курс на омоложение сборной. Может, в связи с этим такие перемены в составе?
Традиционная фотосессия перед стартом турнира. Геннадий по центру среди вратарей. Фото: личный архив Геннадия Комка
Хорваты стабильно в призах
— Каково быть капитаном команды, когда твой партнер (Захар Денисов) лишен права быть в команде явно не по спортивным причинам?
— Меня выбрали на голосовании. Конечно, если бы приехал в сборную Захар Денисов, то роль капитана принадлежала бы ему. Спасибо ребятам за доверие. Это ответственная миссия.
— Какие у вас воспоминания от Евро-2020?
— Мы могли выступить лучше, но нам не хватило доли везения или мы где-то недоработали. Сражались на равных со всеми, шли мяч в мяч, но в концовках упустили все три игры. Северной Македонии проиграли 25:26, а чехам и австрийцам уступили в четыре мяча.
— Каково пропускать мячи от Николы Билыка, сына-вратаря Сергея Билыка, с которым вы играли вместе еще на Евро-2010?
— Так, как и от любого другого игрока, хотя на самом деле это весьма интересная история. С Николой лично не знаком, а отца его, безусловно, хорошо знаю. Мы с ним были в заявке на Евро-2010, но он не играл из-за травмы. Все три матча отстоял я. Сергей почти всю карьеру провел в Австрии, у него уже австрийское гражданство, поэтому и Никола стал выступать за сборную Австрии. А на клубном уровне он защищает цвета сильнейшего немецкого клуба «Киль», с которым в 2020 году выиграл Лигу чемпионов, а в 2019-м стал обладателем Кубка ЕГФ, второго по значимости гандбольного еврокубка.
— На Евро-2010 сборная Украины тоже проиграла все три матча…
— И тоже минимально. Кстати, хорватам там проиграли 25:28. Хорваты дошли до финала, и кому, вы думаете, проиграли? Франции. А хорваты, между прочим, начиная с 2008 года каждый раз попадают в тройку призеров чемпионата Европы, за исключением домашнего первенства 2018 года. Но чемпионами еще ни разу не становились – то вторые, то третьи.
— У нас в сборной немало игроков выступают в чемпионате России. Никто не упрекает ребят за это?
— Абсолютно. Это спортивная жизнь. Не вижу в этом ничего крамольного. У нас чемпионат слабый, а в России достаточно высокого уровня, поэтому там игроки прогрессируют. А вот на уровне сборных мы ничем не уступаем России.
— Если сопоставить уровень сборных и Лигу чемпионов…
— В Лиге чемпионов играют лучшие из лучших, опытные ребята. У клубов оптимальные составы, игроки состоят на профессиональных контрактах. В нашей сборной не так много ребят, кто имеет опыт игр в Лиге чемпионов. Кроме игроков «Мотора», по сути, никто не играет на таком уровне.
— Как вы расцените выступление «Мотора» в этом розыгрыше ЛЧ?
— Мы занимаем текущее шестое место из восьми команд в группе. Все складывается довольно неплохо. Одержали несколько побед над топ-командами, в частности, над немецким «Фленсбургом» и венгерским «Веспремом». Идем в зоне плей-офф и, надеюсь, окажемся там.
— Какое лучшее достижение «Мотора» в ЛЧ?
— Мы часто выходим из группы, но при мне в 1/4 финала не выходили. Лучший результат – 1/8 финала.
— За вашей спиной 15 лет профессиональной карьеры. Вспомните событие, которое вызвало самые яркие воспоминания?
— Очень много ярких воспоминаний. Каждая победа над топ-клубом в Лиге чемпионов — событие! Попадание в финальную часть Евро – тоже. Сложно выбрать что-то одно.
Комок проводит блестящий сезон в «Моторе» в Лиге чемпионов. Фото: личный архив Геннадия Комка
Здесь каждая фигура очень важна. Это не шахматы
— Роль вратаря в гандболе ключевая?
— Да, очень важная. Как, впрочем, и роль защитников, атакующих. Гандбол – командный вид спорта. Здесь каждая фигура очень важна. Это не шахматы (улыбается).
— Обязательно быть высоким (197 см) для вратаря в гандболе, все-таки ворота не такие большие, как в футболе?
— У высокого вратаря больше размах рук и ноги длиннее, и это может давать определенное преимущество. Но я не могу наверняка судить. Если бы у меня одно время был рост 2,05, а перед этим 175 см, то я смог сравнить бы. Средний рост вратаря в гандболе колеблется в районе 190-200 см. Но есть также голкиперы с ростом 185 см, которые играют на высоком уровне.
— Александр Шовковский рассказывал, что у него каждая фаланга была повреждена в той или иной мере. Больше всего страдают мизинцы. Как у вас с руками?
— Мелкие повреждения случаются регулярно, но ничего серьезного. Максимум — выбитые пальцы. Самая страшная моя травма – разрыв ахиллова сухожилия. Повреждал мениск, и, собственно, на этом все, тьфу-тьфу.
— Почему все гандбольные вратари в штанах, за исключением Евгения Сапуна?
— Когда мяч летит со скоростью 120-150 км/час и попадает в незащищенную ногу, то это не очень приятные чувства. В Лиге чемпионов я не встречал ни одного вратаря в шортах. Как некий дресс-код, что ли.
Ксения и Кирилл страшно мотивируют Геннадия в свои 34 еще долго продолжать играть. Фото: личный архив Геннадия Комка
Мне понравилось в воротах с первого дня
— Когда вы поняли, что гандбол — раз и надолго?
— Когда в 18 лет попал в первую команду Запорожского трансформаторного завода. Сейчас мне 34. Я сам родом из Запорожья.
— Ваши родители были как-то связаны со спортом?
— Отец занимался вольной борьбой, он мастер спорта международного класса. Я некоторое время занимался вольной борьбой, ходил также в футбольную секцию, на карате, и везде довольно неплохо получалось.
— Так, а в секцию гандбола когда попали?
— Лет в 12-13. И, кстати, меня сразу поставили в ворота, и у меня хорошо получалось с первого дня. Я помню, что в команде не было вратаря. Всех новых ребят ставят в ворота, как посвящение. Но никому не нравилось — то мяч в лицо попадет, то еще что-то. А мне зашло. Так и остался.
— Что есть в вашей жизни, помимо гандбола?
— Семья. Жена Катя и двое детей – Кириллу скоро исполнится шесть, Ксении — девять. Это самое главное, что есть в моей жизни, помимо гандбола.
— Волейболисты часто себе пару выбирают среди волейболисток. Гандболисты, как правило, тоже?
— Далеко нет. С супругой мы познакомились на первом курсе университета. Учились в одной группе. И хотя я был редким гостем на парах в связи с тренировочным процессом, но все равно получилось заприметить Катю (улыбается). И как-то у нас все закрутилось-завертелось.
— Дмитрий Горига признался, что если бы не гандбол, то стал бы космонавтом. Кем вы?
— Точно спортсменом. Склоняюсь к какому-то виду единоборств. Может, футболистом.
— Если бы могли начать все сначала, связали бы жизнь с гандболом?
— Конечно! Я полностью удовлетворен, как протекает моя жизнь. Это такой кайф, совмещать любимое хобби и работу.
Геннадий спокойно может стоять на страже Триумфальной Арки. Сомневаетесь?. Фото: личный архив Геннадия Комка
Прокомментируйте