В Украине в условиях военного положения полевые работы в активной фазе: пришло время сеять яровой ячмень и горох. Чуть позже пойдут пропашные культуры.
— На сегодняшний день у нас есть три проблемы, — говорит Кристина Карагяур, руководитель крестьянского фермерского хозяйства «Стимул», которое в окрестностях села Новосельское обрабатывает 200 гектаров земли. – Первая, конечно, это отсутствие топлива. На заправках отпускают по 20 литров, таким образом, невозможно заправлять трактора и другую сельхозтехнику. Централизованных поставок топлива нет, потому что наши постоянные поставщики находятся на территориях, где ведутся активные военные действия.
Кристина сообщила, о том, что Департамент аграрной политики Одесской облгосадминистрации с первых дней военного положения собирал сведения: насколько аграрии готовы к посевной, сколько у них в запасе топлива, удобрений и семенного материала.
— Мы заполняли анкеты, таблицы, отправляли и в область, и в профильное министерство, — рассказывает Кристина Карагяур. — Нам сказали: не звоните, не пишите, мы с вами будем связываться сами. Но прошел месяц – никто не вышел на связь. А у нас один весенний день год кормит. Как бы там ни было, а все аграрии понимают: война войной, а сеять надо, чтобы потом не было продовольственной проблемы и гуманитарной катастрофы. Поэтому начинаем изыскивать возможности для решения проблем самостоятельно.
Кристина рассказала, что семена можно заказать и получить по «Новой почте», а вот с удобрениями – проблема:
— Запасов удобрений у нас нет, — говорит руководитель КФХ «Стимул». — Все удобрения мы обычно закупали по весне, когда пережили зиму и видели, в каком состоянии находятся посевы, какие нам необходимы микро- и макроэлементы. С Черкасской областью, которая нас снабжала удобрениями, связи нет, трассы закрыты. Единственное что мы сейчас можем сделать, это выбирать то, что было с прошлого года в остатках на различных складах, куда еще есть возможность поехать и забрать товар (потому что никто поставки не осуществляет). По «Новой почте» «химию» в жидком виде отправить невозможно – не принимается никакой груз в жидком виде.
Что касается непосредственно КФХ «Стимул», из 200 гектаров 130 занимают озимые пшеница и ячмень. Этому предприятию осталось досеять, согласно севообороту, 50-60 гектаров подсолнечника.
— Это — не большая площадь, проблемы, о которых я сказала выше, еще решаемы, — говорит Кристина Карагяур. — А у хозяйств, у которых большие площади, и проблемы большие. Цены на топливо достаточно высокие, доходило до 40 гривен за литр. Да, есть возможность взять кредиты, да, есть программа поддержки сельхозпроизводителей. Условия таковы: на время военного положения кредиты выдаются под 0%, а после его окончания кредит обещают продлить еще на полгода под 5% годовых. Банки звонят, предлагают финансовые ресурсы… Но, я считаю, что есть риск. Потому что деньги большие, пройдет полгода – их надо будет отдавать. А как отдавать, если мы не знаем, что будет дальше? Мы не знаем, какая будет погода? Мы едва отошли после двух лет жесткой засухи. Каждый рассчитывает на свои силы, смотрит на свои перспективы. Кредиты, как вы знаете, дают под залог, не просто так. Кто-то закладывает свою землю, технику, хозяйственные постройки – все что банк посчитает возможным взять под кредит. И, разумеется, если фермер не отдаст кредит, то лишится всех своих средств производства, имущества. Я считаю, что кредит можно брать только в тех случаях, когда нет других возможностей. У меня небольшое фермерское хозяйство и, я думаю, что мы поясок затянем и переживем. Как делали это два года назад после засухи. Думаю, что нам надо рассчитать только на свои силы.
Прокомментируйте