Фото: ДБР На этой неделе в Николаевской области разоблачили сеть сбыта контрафактного топлива
В настоящее время в Украине работает около десятка мини-НПЗ с суммарным объемом переработки 50 тыс. т газоконденсата и нефти, производство бензина — до 45 тыс. т в месяц.
Проблему некачественного топлива на рынке Украины можно решить, ликвидировав нелегальные мини-НПЗ, а не за счет возвращения проверок неэффективными органами контроля. Об этом написал директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн на своей странице в Facebook, комментируя инициативу Госэкоинспекции по возвращению проверок объектов розничной торговли топливом. «Госэкоинспекция инициирует возврат проверок качества топлива на АЗС, которые были запрещены в прошлом году. Вроде бы неплохая идея. Но в текущих условиях это очень похоже на желание еще одного ведомства пополнить процент жиров в масле», — заявил он. Куюн считает, что еще до начала войны в 2022 году система проверок Госэкоинспекцией себя почти полностью скомпрометировала. «Начиналось все неплохо, но где-то через год начали поступать многочисленные сигналы с рынка об элементарном вымогательстве денег этой организацией, которую наделили весьма большими методами воздействия. Например, что-то не понравилось инспектору — может арестовать на нефтебазе целый резервуар с топливом «до выяснения». Это может длиться месяцами. На каком-то этапе поступает предложение «порешать вопрос»», — пишет эксперт. Сергей Куюн отмечает, что единственным источником бодяги на рынке являются мини-НПЗ, которые перерабатывают украинский газовый конденсат, добавляют присадки и компоненты, в результате получают некачественное топливо, при реализации которого не платят налоги. «Поэтому чтобы преодолеть проблему некачественного топлива, а параллельно и наполнить казну, надо просто прикрыть эти 10 точек (мини-НПЗ, — ред.). который принадлежит легендарной в отраслевых кругах непотопляемой до последнего времени фирме Алекспром. Удачный кейс есть, нужно продолжать», – пишет Сергей Куюн. Таким образом, на его взгляд, у государства есть возможность существующими силовыми инструментами «подавить проблему фальсификата, а не плодить новых проверяющих, которые будут выкручивать руки бизнеса». Ранее Госэкоинспекция разработала проект изменений в постановление правительства № 303 в части разрешения на проведение внеплановых документарных проверок и проверок качества топлива на АЗС. А комитет Верховной Рады по финансам, налоговой и таможенной политике рекомендовал Государственной налоговой службе провести проверки всех объектов розничной торговли топливом, мини-НПЗ и компаний-покупателей газоконденсата и растворителей. По подсчетам enkorr, в Украине работает около десятка мини-НПЗ с суммарным объемом переработки 50 тыс. т газоконденсата и нефти, производство бензина — до 45 тыс. т в месяц. Потери государственного бюджета, в частности акцизного сбора, составляют 200 млн. гривен в месяц, а после ожидаемого увеличения налога в два раза с 1 июля 2023 года — 400 млн. гривен. Потери НДС уже сегодня оцениваются в 400 млн. гривен ежемесячно. Также стало известно, что в Украину запретили импорт топлива неизвестного происхождения. Этот запрет будет касаться нескольких видов топлива.
Источник
Прокомментируйте